10 октября, 2022. Мария Божович Почему не надо биться над тем, что не получается

 

Фото: Жанна Фашаян Договориться о встрече с мамой пятерых детей Верой Песней очень непросто, потому что она отвозит детей то в школу, то на спортивную секцию, то в один Дворец молодежного творчества, то в другой. Как справляться с воспитанием без нянь, давать детям образование без репетиторов и перетерпеть период, когда твой подросток целыми днями лежит в кровати с телефоном? Об этом Вера рассказала «Правмиру».

«Я никогда не уставала от младенцев»

— У вас пятеро детей. Какой период их взросления кажется вам самым трудным?

— Маленькие дети всегда наполняли меня энергией. В младенцах есть что-то удивительное, они каждый день меняются, осваивают новое, улыбаются, двигаются, от них совершенно упоительные тактильные ощущения… Я никогда не выматывалась, самые счастливые пять лет жизни — это мои младенцы.

Старшие родились у меня до 30, а потом, ближе к 40, мы с мужем заскучали, и у нас появилось еще двое. Маше 22, Ване 18, Феде 16. А потом пошла «вторая волна» — Коля и Таня. Им 9 и 5 лет.

Чем они старше, тем с ними труднее. У подростков проявляется характер, уход уступает место воспитанию. А начиная с 16 лет снова легко, потому что общение выходит на новый уровень.

— Почему было трудно с подростками?

— Все дети, кроме младшей, не похожи на меня, и я не всегда понимала, чего они хотят, чем недовольны. Маша была серьезной и самостоятельной девочкой, ее не очень интересовали маленькие братья, которые к тому же постоянно ссорились.

Я знаю много семей, где сыновья прекрасно в детстве играли, замыкаясь друг на друге. А наши все время конфликтовали, и я не понимала почему. Один хотел носиться, другой — собирать пазл, им трудно было договориться и действовать сообща. Один любил математику, другой рисование, отдаешь в спортшколу — одному подходит, другому нет. А в большой семье как разделишь детей? Досуг, отдых, занятия — все вместе. Я сильно уставала, иногда срывалась, кричала на дерущихся мальчиков. Сейчас жалею, но назад не отмотаешь.

Вражда с возрастом прошла, но и особой близости не возникло, они по-прежнему очень разные: один — интеллектуал и решает задачи по программированию, а другой может отлично что-то починить. Но, если надо, они всегда помогут друг другу.

«Моя мама так и не поняла, зачем мне столько детей»

— Вы сторонница раннего развития и школ для сильных детей?

— Я не сторонник совсем уже раннего. Цифрами-буквами-языком мы начинали заниматься ближе к школе, лет в 5–6. А вот спорт был необходим, особенно для моих средних мальчишек, которые ужасные живчики. Поэтому в 3–4 года у нас были бассейны, ролики, тхэквондо.

Старшая дочка — гуманитарий, она пошла в языковую гимназию у нас в Солнцево. В 2000-х годах школы в Москве были хорошие, и даже обычная районная была вполне ничего. Потом я в эту же школу отдала Ваню с Федей и поняла, что она испортилась. Да и парни мои были явными технарями. Подвижному мальчику сидеть 4–5 уроков, писать языковой профиль… В общем, по стопам Маши не получилось, это вызвало бурные протесты.

Мне кажется, мальчикам в принципе плохо дается рутина, зато у девчонок многое держится на чувстве ответственности.

Ваня протянул в началке четыре года, Федя — год, и cтало ясно, что школу надо менять. Я нашла несколько сильных математических кружков, и одна из команд открыла свои классы в соседнем районе. Федя пошел во 2-й класс, Ваня — в 5-й. Это была, конечно, эпопея, потому что занятия у них не только заканчивались, но даже и начинались иногда в разное время. Моя жизнь состояла из бесконечного курсирования между школой, дополнительными занятиями, музыкой и спортом.

— Как складывался ваш день?

— Маша с 3-го класса ходила в школу самостоятельно, сама делала уроки и собирала портфель. В 7:40 я отвозила мальчиков, потом возвращалась, занималась бытовыми делами и Колей. Он родился как раз, когда Федя пошел в школу, у них разница 7 лет. К счастью, Коля был спокойным младенцем, я ездила в школу вместе с ним.

Главный квест был после школы — забрать старших и развезти их по кружкам. Либо я, либо муж встречали одного на машине, а другого — на метро или на автобусе. Всю вторую половину дня я была в разъездах, а по вечерам еще немножко работала.

 

Нянь у нас не было, отчасти помогали и помогают бабушки. Здорово, что они живы и относительно здоровы. Кстати, моя мама, у которой я единственная дочь, так до конца и не приняла до сих пор многодетность, ей трудно понять, зачем столько. Но она, конечно, обожает всех внуков.

Оценками я никогда не заморачивалась: «5» — хорошо, «3» — тоже нормально. Главное, чтобы у ребенка была заинтересованность хоть в одном предмете, а там уж не так важно, отличник он или троечник. Я вообще не зацикливаюсь на некоторых вещах: быстро готовлю, убираюсь в меру. Не скажу, что дома у меня ­— идеальный порядок.

«В 7-8-м классе они просто лежали в кровати с телефоном»

— А что было чаще — пятерки или тройки?

— Маша была отличницей, а мальчики учились только по тем предметам, которые им нравились. К тому же у Феди была легкая дисграфия, ему тяжело давались и русский, и английский. Мы водили его к нейропсихологу и логопеду, стало лучше, однако хорошей грамотности мы так и не добились. Ну и ладно.

Трудно было в 7–8-м классе, когда начался активный подростковый период. У них пропал интерес ко всему.

Спорт, музыка — все куда-то улетучилось, родители перестали быть авторитетом, и даже с друзьями перестали общаться.

Я ужасно переживала.

А потом постепенно все наладилось, в 9-м классе у обоих появились другие интересы. Ваня, учась в своей физматшколе, увлекся программированием, хоть и не так серьезно, как его одноклассники, некоторые из которых взяли Всерос. Но мы не подталкивали его в эту сторону, он сам нащупал. Самим процессом учебы он не был увлечен, ему не нравилось каждый день ходить и учиться. Но в школе, которую он окончил, была возможность игнорировать предметы, которые не очень нравятся.

Для Феди переход в школу рядом с Дворцом пионеров, где был кружок робототехники, оказался очень удачным. Не знаю, превратится ли это в профессию, но он в 10-м классе и ходит пока с удовольствием. Плюс он с 12 лет занимается лыжным фристайлом. В 7-м классе он остыл, но потом интерес вернулся. Ездит на сборы, этим летом был на Эльбрусе. Я каждый раз беспокоюсь, вернется ли он с них целый и невредимый. Трудно совмещать спорт с учебой, но справляется он пока хорошо. Возможно, спорт уйдет, но у нас есть еще год, чтобы балансировать и понять, что дальше.

 

У подруги сын сказал в 10-м классе: «Хочу рисовать». За год освоил рисунок и поступил на автомобильный дизайн.

Так что я не удивлюсь, если дети изменят траекторию.

— А Маша? Она тоже легла в какой-то момент на кровать с телефоном?

— Такое было в 8-м классе, но я сказала ей: «Слушай, тебе, кажется, перестали нравиться языки, давай найдем что-то поинтереснее». Она перешла в школу, где был класс с юридическим уклоном, и даже, как выражается молодежь, «затащила» хорошую олимпиаду. В конце 11-го класса перешла с гуманитарного на социально-экономический профиль, потом поступила на факультет права в Вышку.

Сейчас у Маши магистратура по интеллектуальному и цифровому праву. Она считает, что это перспективно, эти проекты развиваются и юристы нужны. Кто-то должен оформлять права на программное обеспечение, сопровождать сделки по слиянию-поглощению.

«Не снижают оценки за помарки»

— А младшие?

— Коле — 9, Тане — 5 лет. Коля любознательный мальчик, но характер у него непростой: любит качать права и бунтует против дисциплины. Физически он суперактивный ребенок, даже, наверное, гиперактивный, все время в движении, часто что-то крушит и ломает. Зато отличный брат.

Младшие дети очень дружат, и я не перестаю этому радоваться. Купаются, прыгают на батуте, что-то вместе разыгрывают.

Когда дети заняты друг другом, у родителей высвобождаются время и силы.

Недостатки Колиного поведения компенсируются коммуникабельностью. У него полно друзей и в школе, и во дворе, и в спортивной секции. Он учится в школе, которую закончил Ваня и где учится Федя, но в экспериментальном классе. Там по каждому предмету свой учитель, что поначалу сложновато, но зато царит творческий свободный подход и доброжелательное отношение. Не снижают оценки за исправления, не придираются к количеству строчек.

В школу его отвозит папа, а забираю я. Иногда он и сам ездит. Занимается скейтбордом, плаванием, сноубордом, прыжками в воду. Может подолгу гулять с друзьями. Бывает, ушел в 8 вечера — и нет его нигде. Обычно телефон с трекером у него в кармане, я могу отследить, но бывают тяжелые инциденты.

 

В конце прошлого года Коля стал самостоятельно ездить с тренировок. И вот тренировка закончилась, он не звонит. Набираю тренера, тот говорит, что Коля давным-давно ушел и никто его с тех пор не видел. Я была во Дворце молодежного творчества с Таней. Влетела в зал, схватила ее, вызвала такси для Вани, чтобы он ехал разыскивать Колю. Через 2,5 часа нашелся. Сказал, что играл в футбол. «Ну я же обещал позвонить, когда закончу. А я не закончил».

В смысле, он с тренировкой-то закончил, а с футболом не закончил — вот и не звонил. Дочь сказала, что из него классный юрист вырастет.

«Главное не ликвидировать слабую сторону, а искать сильную»

— Вы можете сказать, что у вас есть какая-то образовательная концепция? Как вообще заниматься образованием детей?

— Кто-то считает, что в дошкольном возрасте не нужны кружки, но нужно как можно раньше начинать читать. А я думаю, что не надо пичкать чтением. Зато развивать творческие интересы, если они есть, очень желательно. Нужна какая-то увлекательная деятельность.

В начальной школе, если повезло с учителем, можно сильно не напрягаться, а для внешкольных интересов — опять же кружки.

Пока ребенок маленький, его надо развивать комплексно, любой опыт работает на развитие. А вот потом надо нащупать сильную сторону.

Родители склонны фиксироваться на слабых местах и бросают все силы, чтобы их выправить. Это тяжелый путь, и в какой-то момент надо остановиться. У Феди была дисграфия, мы сделали, что могли, но биться не на жизнь, а на смерть за грамотность не стали.

Главное не ликвидировать слабую сторону, а искать сильную и ее развивать. Тут поможет хорошая школа, где человеку будет интересно.

— Как ваши старшие пробивались на бюджет — олимпиады, репетиторы?

— У Вани был репетитор по русскому, но репетиторская подготовка по всем предметам мне кажется излишней. Математику, информатику и физику дала школа.

Если ребенок сам хочет участвовать в олимпиаде, то надо поддержать, но гнаться за результатами бесполезно, ни к чему, кроме разочарований, это не приведет. Что касается бюджетных мест, то для технарей их много, а вот у гуманитариев высокий конкурс. Можно сдать на 300 и не поступить. И все же, если сердце лежит к гуманитарным дисциплинам, значит, надо идти в эту сторону. Лучше выбирать то, что нравится, тем более что в современных условиях человек вряд ли всю жизнь проработает в одной профессии.

 

У Маши был Всерос и «Высшая проба». Ване повезло «затащить» несколько перечневых олимпиад второго уровня, которые мы с ним искали вместе. Он написал много отборов, прошел в несколько финалов и сказал, что было не безумно тяжело.

Приемная кампания в этом году прошла спокойно. Сын взвешивал, куда пойти. Либо в вуз попроще, где ему хватало олимпиад для прохода на приоритетном этапе (БВИ), либо все-таки в Вышку на основном этапе, где к баллам ЕГЭ добавились дополнительные баллы за олимпиады, поскольку шансы были. В итоге прошел в Вышку на бюджет, проходной на факультет компьютерных наук на программную инженерию был в этом году несколько ниже.

Про Федю пока ничего не известно. Но, если он не поступит, то мы рассматриваем гибридный вариант. Потратить часть маткапитала, потом на оставшийся период взять образовательный кредит и помогать ему потом его выплачивать. Частично мы, частично он. Полностью платное высшее образование нам, скорее всего, не по силам.

«Цели построить карьеру не было»

— В церковь ходите?

— Младшие да, а старшие нет. Когда-то они ходили вместе с нами, а потом им стало скучно. Я долго настаивала, пока не поняла, что это бессмысленно. Они вырастут и сами решат.

Я им этот мир показала, открыла — дальше их дело.

С младшими мы ходим реже, чем в молодости. В воскресенье, честно говоря, мне хочется поспать. Это мой ресурс, мои силы. Лучше я схожу раз в месяц.

— Такое ощущение, что в ваших сутках больше, чем 24 часа. Вы говорили, что еще и работаете?

— Конечно, хочется делать что-то помимо домашних и семейных дел, да и деньги не лишние. Я веб-программист, поддерживаю небольшой кусок сайта одной частной компании. Это неполная занятость, невысокий уровень ответственности и квалификации.

 

Цели построить карьеру не было. С рождением второго ребенка поняла, что основное время мне интересно посвящать детям. А работа, как спорт, музыка или рисование — всего этого по чуть-чуть, что называется, «для себя».

По мере того, как дети растут, становится чуть больше свободного времени. В этот отпуск я даже отдохнула — приехала посвежевшая, выспалась, несколько книг прочла. Была хорошая погода, наплавалась, даже встретила подругу студенческих лет.

Фото: Жанна Фашаян

Источник

От volk