Лучше никаких извинений, чем неискренние.

 

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Слово «извини» не волшебное заклинание. Само по себе оно не лечит обиды и не исправляет ситуацию. Поэтому недостаточно просто попросить прощения, важно сделать это правильно. Если действительно раскаиваетесь и хотите наладить отношения, избегайте этих способов.

1. Перекладывать ответственность на обстоятельства

  • «Извини, что без причины наорал на тебя. Это всё ретроградный Меркурий».

Быть виноватым неприятно, поэтому желание оправдаться и разделить ответственность с кем‑то или чем‑то логична и понятна. Обидчик имеет полное право на то, чтобы проанализировать своё поведение и понять, чем оно было вызвано.

Во‑первых, это поможет впредь такого не допускать. Во‑вторых, даст возможность почувствовать себя лучше. Как говорил Гомер Симпсон: «Нельзя постоянно винить себя за что‑то. Обвините себя разок и спокойно живите дальше».

Но если кто‑то хочет искренне извиниться и наладить контакт с человеком, которого он обидел, придётся взять ответственность на себя. Может, виноват босс, злая собака и Луна в Козероге, но нечто неприятное сделал или сказал он. И именно за это нужно просить прощения.

2. Перекладывать ответственность на пострадавшего

  • «Извини, что накричал на тебя. Но ты вечно лезешь под руку».

Любая конструкция с «но» плоха для извинений. Этот союз в данном случае автоматически отменяет всё, что было сказано до него. И если дальше идёт претензия в адрес пострадавшего, выглядит всё как обвинение в том, что он вынудил его расстроить.

Конечно, если цель обидчика — «белоснежная» репутация, то это вполне работающий приём. Но если он не хочет портить отношения с человеком, лучше опять‑таки взять ответственность на себя.

3. Делать упор на реакцию пострадавшего

  • «Мне жаль, что ты расстроился из‑за моих слов…»

И снова нежелание брать на себя ответственность. Здесь нет сожаления или сочувствия со стороны обидчика. Зато есть попытка сместить фокус на реакцию того, перед кем он извиняется. Выглядит очень великодушно: мол, я ничего особенного не сделал, но раз ты такой чувствительный и расстроился, то я, так и быть, попрошу прощения.

Эмоции человека — реакция на слова или поступок. Возможно, обидчику они кажутся чрезмерными, но пострадавший уже испытывает эти чувства, и с ними нужно считаться.

4. Тянуть одеяло на себя

  • «Извини! Я так переживаю из‑за этого, не сплю и не ем…»

Ещё чуть‑чуть, и пострадавший сам кинется просить прощения за то, что заставил обидчика переживать. Наверняка он будет говорить, что ничего страшного не произошло, он сам тоже виноват и, конечно, принимает извинения. Манипуляция удалась, а это именно она — извинениями здесь и не пахнет.

5. Пытаться замять конфликт

  • «Извини, и давай забудем об этом».

Извинения не работают, как нейтрализатор из «Людей в чёрном». Они не стирают проступок и его последствия. Одно дело, когда пострадавшему на ногу наступили — о таком забыть, как правило, легко. А когда обидчик на ногу наступил и сломал её перед важным спортивным соревнованием — этот случай наверняка будет всплывать в памяти ещё неоднократно.

И это нормально. Один человек порядком накосячил, хоть и сделал это не специально (хотелось бы так думать). А второй может испытывать целую гамму чувств, периодически скатываясь в гнев и отчаяние. Так что надо дать ему время на то, чтобы принять ситуацию.

6. Пытаться купить прощение

  • «Извини, и вот тебе смартфон».

Это работает, только если виновный перед этим разбил такой же смартфон. В подарках нет ничего плохого, но, когда речь идёт об извинениях, есть нюанс. Всё выглядит так, будто обидчик не очень‑то сожалеет. Сейчас он выменяет подарок на прощение, а потом продолжит делать то, что делал, ведь извинения так легко купить.

7. Обесценивать чувства пострадавшего

  • «Извини, что разбил твою любимую кружку. Но это на счастье! И вообще она была старая».

Происшествие, которое для одного человека ничего не значит, для другого может быть целой трагедией. И просить прощения надо пропорционально тому, какой ущерб нанесён.

Обидчику может казаться, что он помогает пострадавшему меньше беспокоиться, уменьшая масштаб проблемы. Но работает это так же, как рекомендация «просто не переживай» человеку, который переживает, — никак.

8. Извиняться для галочки

  • «Прости, если что…»

На этот случай в английском языке даже есть специальный термин — ifpology, который получился благодаря слиянию слов «если» и «извинение». Он означает, что человек просит прощения просто так, не осознавая за что и не чувствуя себя виноватым. Но если жертва вдруг пострадала или обиделась, то он же принёс извинения, в чём проблема? Вот только искренности в подобном подходе нет.

9. Торговаться

  • «Я попрошу у тебя прощения, если ты никогда больше…»

Очевидно, что так это не работает. Обидчику предстоит просто принести извинения, возможно неискренне. Пострадавшему — что‑то сделать, да ещё простить, а это предполагает некоторую эмоциональную работу. Крайне невыгодная сделка.

10. Не делать выводы

  • «Извини, я снова это сделал, но больше не буду».

Сами по себе извинения не работают, если за ними не следует корректировка поведения. Их смысл — дать пострадавшему понять, что обидчик осознал проблему, понял, что сделал не так, и в будущем постарается этого избегать. А иначе ценность извинений будет стремительно падать с каждым новым проступком.

Как просить прощения: чек‑лист

  • Осознать, в чём проблема и что пошло не так. Важно приносить извинения не для того, чтобы снять с себя груз ответственности или улучшить настроение. Главное здесь — чувства пострадавшего. И потому необходимо понимать, из‑за чего именно он переживает.
  • Дать понять человеку, что вы понимаете его чувства и сожалеете, что стали их причиной.
  • Признать свою вину или неправоту, взять на себя ответственность за них.
  • Выразить готовность минимизировать ущерб, если он нанесён. Например, любимую кружку, доставшуюся от бабушки, вы не восстановите, но, возможно, найдёте на барахолке такую же.
  • Продемонстрировать намерение сделать всё, чтобы ситуация не повторилась. И это, пожалуй, главное.

Источник

От volk