Воспитание ребенка — ответственная задача формирования новой личности, которую надлежит выполнить родителям, учителям и обществу в целом. Проблемы развития детей в сфере физического, интеллектуального и эмоционального здоровья, обучение подростков навыкам адаптации в социуме, целиком и полностью лежат на взрослых педагогах.

Наибольшая ответственность за воспитание ребенка возлагается обществом на членов семьи до достижения малышом возраста 6-7 лет. Далее с 7-8 лет в процесс включаются школьные учителя, помогая родителям выполнить столь сложную задачу формирования новой личности.

Однако бывают случаи, когда малыш изначально воспитывается в интернате, что накладывает серьезный отпечаток на его личность. Психология детей сирот сложна и требует к себе отдельного внимания педагогов. В основном же, специалисты различают этапы развития ребенка, его индивидуальные кризисы и личностные изменения в зависимости от возраста.

Психология малышей дошкольников и младших школьников

Воспитание детей от 3 до 6 лет является одним из самых ответственных моментов при формировании личности. Именно в это время закладывается основной фундамент мировосприятия, ценностей, отношения малыша к себе, родителям, окружающему миру.

Психология воспитания детей дошкольного и раннего школьного возраста - стили воспитания

Ребенок в этом возрасте без всякой критики воспринимает любую информацию, которую преподносят ему воспитатели и родители. Воспитание детей до 6 лет часто заканчивается типичными ошибками педагогов, не понимающих ответственности момента, считающих малыша еще слишком маленьким для того, чтобы воспринимать окружающий мир. В результате, каждая негативная оценка его деятельности наносит дошкольнику психологическую травму, которая находит отражение в его самооценке, на уровне притязаний на успех, в отношении к окружающим.

В возрасте до 6 лет на воспитателей ложится ответственная задача формирования творческих и интеллектуальных способностей ребенка, развития навыков общения с окружающими, формирования психологической целостности.

Психология дошкольника характеризуется стремлением целиком и полностью подражать взрослым людям, персонажам сказок или мультфильмов. Иногда сходство поведения малыша с любимым героем откровенно бросается в глаза. Поэтому если родители хотят «получить» воспитанного, внимательного и успешного ребенка к 10-12 годам, когда начинается период кризисной идентификации его по отношению к обществу, родителям, идеалам, ценностям, следует внимательно отслеживать ту информацию, которая проходит через уши и глаза дошкольника.

Психология воспитания детей дошкольного и раннего школьного возраста - стили воспитания

Как минимум до 7-8 лет необходимо тщательно следить за собственной речью и манерами, не позволяя себе некрасивых фраз, выкриков и скандальных выходок. Кроме того, нужно подвергнуть жесткой цензуре те фильмы, клипы, музыкальные произведения, картинки и фотографии, которые может увидеть любимое чадо.

Процесс формирования характера дошкольника целиком и полностью зависит от типа участия в его развитии родителей. Впоследствии к 8-9 годам педагогический процесс протекает несколько спокойнее. Наступает как бы период затишья перед бурей агрессивного самоутверждения чада, который еще предстоит пережить воспитателям к 10-12 годам.

 

Психологи отмечают смещение кризисных периодов развития личности подростков в результате акселерации, раннего полового созревания. Иногда через пик идентификации ребенок может пройти в 8-9 лет, хотя такой временной промежуток не является нормой.

Стили воспитания детей

Авторитетный тип отличается средним уровнем отзывчивости взрослых на потребности малыша. Они оказывают ему необходимую положительную поддержку в трудностях, без лишнего участия, стараются максимально редко прибегать к наказаниям. Воспитание ребенка в таком стиле направлено на развитие возможностей и автономии индивида в разумных пределах. Исследования показывают, что данный тип управления является самым выгодным для успешного формирования личности по сравнению с авторитарным или излишне демократичным.

К 7-8 годам подросток отправляется в школу, где отличается лояльным поведением и умением общаться с окружающими. Такой ребенок всегда любим педагогами и одноклассниками независимо от того мальчик это или девочка. Он обладает социальными навыками уважения и почтения к старшим, умеет уступать и договариваться со сверстниками, взрослыми.

Отличающийся спокойствием 9-летний период проходит для родителей незаметно, пока не начинается кризисный этап самоутверждения, во время которого возможны трудности в воспитании.

При вступлении в сложный срок идентификации, наступающий к 10-12 годам, подросток, как правило, не показывает «сюрпризов» родителям, предпочитает ночевать дома, советуется с воспитателями при возникновении личным проблем. Мальчик из авторитетной семьи вырастает достойным мужчиной, умеющим налаживать быт и гармоничные отношения в доме.

Авторитарный стиль характеризуется как жесткий и строгий. Воспитание детей до 6 лет заключается в повышенных требованиях к дошкольнику при отсутствии любви и заботы о чаде. Практикующие данный тип формирования личности родители предъявляют к малышу жесткий набор требований и ожиданий, которые зачастую заведомо завышены и больше подходят к подростку 10 или 12 лет. Когда 6-7-летний ребенок по каким-то причинам не в состоянии выполнить правила воспитателей они прибегают к наказанию. Поощрения за старания чада не приняты в кругу авторитарной семьи.

Энтузиазм малыша присущий дошкольнику к приобретению трудовых навыков, его стремление к обучению рукоделию и другим премудростям, желание доводить начатые дела до конца, необходимость получения похвалы за успехи и умения, разбиваются о нечуткость, черствость родителей. В результате к 9-10 годам, когда наступает кризисный возраст созревания психических и физических функций, малыш уже имеет стойкое чувство собственной неполноценности.
Воспитание детей в таком стиле чаще применяется в семьях рабочих людей привыкших к тяжелому физическому труду, не избалованных бытовыми удобствами и родительским вниманием. По данным исследователей, ребенок испытывая на себе авторитарный тип педагогики, превращается к 9-10 годам в капризного, забитого, пессимистичного, недоверчивого, депрессивного, враждебного обществу и близким подростка.

К 7-8 годам наступает момент отправлять чадо в школу, где выясняется, что подросток не умеет общаться с окружающими совершенно. Ребенок закрыт для одноклассников и педагогов независимо от того мальчик это или девочка. Он слишком пуглив и встревожен новой для себя обстановкой. Даже по прошествии времени к 8-9 годам он испытывает трудности с адаптацией и проблемы в общении со сверстниками.

С наступлением периода идентификации к 10-12 годам ребенок остается неуверенным в себе, зачастую испытывает нежелание жить и потерю интереса к существованию. Мальчик из авторитарной семьи вырастает тихим юношей, не способным найти общий язык с девушками.

Разрешающее «всё и вся» воспитание встречается среди представителей среднего класса настроенных демократично и излишне либерально. В такой семье личная свобода и автономия ребенка переоценивается. Родители еще совсем несмышленых детей 6 летнего возраста пытаются подходить к педагогическому процессу с точки зрения рассуждения и логических пояснений, что не всегда бывает понятно чаду.

Сами воспитатели, как правило, не требовательны и неприхотливы, стиль их общения с дошкольником отличается отсутствием четкой системы запретов и предписаний. Родители утверждают, что их ребенок свободен от внешних ограничений, но чаще всего стараются исполнять желания малыша и его потребности. У либерально настроенных воспитателей вырастают счастливые дети, но они отличаются низким уровнем самоконтроля, свободолюбивым уверенным поведением, самостоятельностью иногда граничащей с нонконформизмом, неумением четко систематизировать и планировать свою взрослую жизнь.

Небрежное воспитание ребенка 6 или 7-летнего возраста характеризуется эмоциональным отсутствием, а иногда и физическим, родителей в развитии потомства. При таком стиле взрослые редко общаются с чадами, у них мало ожиданий в отношении своих детей. Они предпочитают игнорировать их потребности, не требуют от ребенка каких-либо поведенческих или интеллектуальных реакций.

Если родители обеспечивают малыша всем необходимым в плане выживания, то на других уровнях, важных для успешного формирования личности, их взаимодействие с дошкольником отсутствует. В 8-9 лет подросток особенных хлопот не доставляет, но и не радует блестящими успехами.

В результате небрежного педагогического стиля воспитания между членами семьи в итоге возникает глубокий эмоциональный разрыв, восстановить который впоследствии, когда ребенок достигает более осознанного 10-12 летнего возраста практически невозможно.

Важный момент налаживания контакта между близкими людьми, когда чадо было в максимально спокойном периоде 9-летнего возраста упущен и далее ошибки воспитания и неправильная психология обязательно проявятся нарушениями поведения и другими неприятностями.

Как правило, к 12 годам и старше, мальчик из такой семьи, превращается в маргинальную личность с проблемами в адаптации. Исследования показали, что уже в 7-8 лет такие школьники страдают плохой успеваемостью, нарушениями психики и поведения.

Подрастая к 10-12 годам, они становятся хулиганами, доставляющими проблемы родителям, педагогам, одноклассникам. Относительно спокойный 9-летний мальчик буквально «срывается с цепи» к моменту идентификации. Как правило, девочки, сформировавшиеся под влиянием небрежного стиля воспитания, к 12 годам отличаются развязным поведением, свободолюбием и самостоятельностью.

На самом деле какой-то единственно правильной модели воспитания ребенка до 6-7 лет и старше не существует. Как правило, сложная задача воспитания и психология малышей требует умелого сочетания разрешительного и авторитарного стиля, который называется авторитетным. Разумеется, кроме правильно выбранной тактики поведения с чадом в процессе воспитания необходимо заложить в сознание подростка традиции, ценности и идеалы приемлемые для жизни в социуме.

Селеста Васильева
Источник

От volk