Чему учителя химии научил хирург, спасший его жизнь Рэмзи Мусаллам 30 октября, 2022 30 октября, 2022. Рэмзи Мусаллам Чему учителя химии научил хирург, спасший его жизнь
Учитель химии Рэмзи Мусаллам едва не погиб в 35 лет — в его груди нашли аневризму. Хирург, который его оперировал, был потрясающе уверен в своих знаниях. И он раскрыл Рэмзи секрет — интерес к учебе пробуждает любознательность! Учитель объясняет, как разжечь ее в детях, отвечая на самые неожиданные их вопросы. «Правмир» публикует выступление педагога на TED Talks.
Я преподаю химию (взрыв). Итак, химия — это не только взрывы. Она повсюду. Вы когда-нибудь ловили себя на том, что мысленно отключились, сидя в ресторане, проделывая это снова и снова — [опуская в стакан трубочку от напитка]? Некоторые кивают головой.
Недавно я показал своим ученикам этот эксперимент — [учитель закрывает стакан с жидкостью салфеткой, переворачивает — она не выливается] — и попросил их попробовать объяснить, почему это срабатывает. Вопросы и обсуждения, которые последовали за этим, были восхитительны.
Посмотрите видео, которое в тот же вечер мне отправила Мэдди, которая учится у меня уже третий семестр — [Мэдди накрывает ладонью стакан со свечой, свеча гаснет, после чего девушка поднимает руку — стакан падает не сразу, а спустя несколько секунд].
Естественно, будучи учителем Мэдди по химии, я в восторге от того, что, придя домой, она продолжила изучение опыта, который мы проделали в классе. Но еще больше меня восхищает то, что любознательность Мэдди вывела ее на новый уровень. Если вы заглянете в бокал, то увидите там свечу. Мэдди использовала температурный контраст, проведя опыт по новому пути.
Вместо онлайн-лекции — живой разговор
Вопросы и любознательность, возникшие у Мэдди — словно магниты притягивают к знаниям. И они превосходят любые методики или новшества в образовании.
Но если мы ставим методику преподавания выше любознательности наших учеников, мы обкрадываем сами себя, лишаясь величайшего учительского инструмента — вопросов детей.
Например, если перенести скучную лекцию из класса на экран мобильного устройства, то это сэкономит время, потраченное на объяснение. Но с этим, по сути, и сталкиваются наши ученики. Это просто бездушная болтовня в красивой обертке. Но что, если вместо этого мы найдем возможности для того, чтобы удивить учеников, поставить их в тупик, заставить задавать вопросы, через которые мы как педагоги получим информацию, которую можно использовать для выработки хорошей методики донесения знаний.
Мы в XXI веке. Правда в том, что я преподаю уже 13 лет и потребовалась ситуация, связанная с риском для жизни, для того чтобы я отказался от 10 лет псевдо-учительства и осознал, что именно вопросы учеников — это корни знания, а вовсе не учебный план, который учит их собирать лишь вершки.
Чему научил меня тот, кто спас мне жизнь
В мае 2010 года, когда мне было 35 лет и у меня был двухлетний ребенок и еще один на подходе, врачи диагностировали огромную аневризму, расположенную у основания моей грудной аорты. Это привело к операции на открытом сердце. Вот письмо от моего доктора.
Когда я узнал об этом, я был ужасно шокирован! Но вот что удивительно — я нашел утешение в том, насколько уверенно вел себя мой врач. Откуда у него эта уверенность, эта смелость?
Когда я спросил его об этом, он назвал три вещи.
Во-первых, любознательность, которая заставляла его задавать сложные вопросы об операциях, о том, как нужно делать, а как нет. Во-вторых, он не боялся идти путем проб и ошибок, неизбежным путем проб и ошибок. И в-третьих, серьезно все обдумав, он собрал информацию, необходимую ему для построения плана операции. А потом, твердой рукой, он спас мою жизнь.
Я многое постиг из его слов, и еще до того, как начать занятия той осенью, я записал для себя три правила, которыми я руководствуюсь на уроках по сей день.
Три способа увлечь детей учебой
Правило первое: любознательность важнее всего. Вопросы могут открыть путь к хорошей методике преподавания, но не наоборот.
Правило второе: смирись с ошибками. Мы знаем, что процесс обучения несовершенен. И, несмотря на то, что научный метод описан на странице 5 раздела 1.2 первой главы, которую мы все, конечно, пропускаем, метод проб и ошибок — естественная составляющая того, чем мы занимаемся.
И правило третье: практическое осмысление. То, что мы делаем — важно. Оно стоит нашего внимания, но так же оно стоит переосмысления. Можем ли мы быть хирургами в наших классах? Относиться к тому, что мы делаем, так, словно однажды это спасет жизни. Наши ученики достойны этого. И каждый случай уникален.
Это мои дочери. Справа — малышка Эммалу. Это южное имя. А слева — Райли. Через пару недель после этой фотосъемки Райли стала взрослой девочкой. Ей исполнилось четыре года.
И любой, кто имел дело с четырехлетними малышами, знает, как они любят задавать вопрос: «Почему?» Да. Почему?
Я бы мог научить ее чему угодно, потому что ей интересно все. Мы все таковы в этом возрасте.
Но основной вызов будет брошен будущим учителям Райли, тем, которых она еще не встретила. Каким образом они поддержат в ней любознательность?
Я готов отстаивать мнение о том, что Райли воплощает в себе образ всех детей, и я думаю, что то, как они бросают школы, предстает по-разному. Это может быть выпускник, забравший документы еще до того, как начался учебный год. Или опустевшая парта на галерке в городской средней школе.
Но если мы, педагоги, откажемся от роли простых информаторов, а перейдем на иной уровень, сумев зародить в детях любознательность и интерес, мы сможем привнести чуть больше смысла в их ежедневное посещение школы и развить воображение.
Спасибо большое.