С появлением малыша в семье родители не устают беспокоиться, правильно ли развивается их ребенок. Все дети разные, поэтому достаточно представлять себе этапы взросления крохи. И, если что-то пошло не так, обратить на это внимание специалиста – педиатра или невролога.
Наш эксперт: Врач-педиатр «СМ-Клиника. Дети» Никифорова Татьяна Олеговна
1 месяц: первая улыбка!
Около 70 % времени первого месяца своей жизни младенец спит и, пожалуй, комплекс оживления – главное приобретение новорожденного ребенка. Малыш реагирует на голос взрослого, вступает в непродолжительный зрительный контакт; на его лице появляется первая улыбка.
Некоторые способности новорожденных буквально умиляют родителей: он столько всего умеет! Например, кроха может «пытаться ползти», отталкиваясь от маминой руки, а также пытается идти при поддержки за подмышечные впадины. И тут важно понимать, что мы имеем дело с врожденными (безусловными) рефлексами, которые со временем угасают, и это считает нормой. Их обязательно проверяют педиатр и невролог, поскольку они говорят о том, что с ребенком все в порядке.
2 месяц: агу, мама!
Малыш развивает свои навыки общения и начинает понемногу гулить! У него формируется режим сна и бодрствования, при этом эпизоды активного времяпровождения длятся до 1,5 часов. Кроха поворачивает голову на звук; следит взглядом за движущимся предметом; держит головку в вертикальном положении и пытается удерживать ее в положении «лежа на живот».
3 месяц: я вам очень рад!
Малыш сам направляет руку за игрушкой и играет с подвешенными зверюшками, колечками на коврике или мобиле. Выделяет «любимые» предметы и улыбается им; замечает, если этот предмет исчезает из поля зрения. Учится привлекать внимание взрослого осознанными звуками — более активно гулит. Бурно радуется, если взрослый исчезает из поля зрения и потом «вдруг» появляется.
4 месяц: «свой-чужой»
Этот отрезок времени – яркий и эмоциональный. К 4 мес. малыш самостоятельно совершает поворот со спины на живота, но может это делать и намного раньше.
К концу 4-го месяца именно вы, скорее всего, услышите смех вашего ребенка. Малыш начинает различать лица и дифференцировать «свой – чужой»: радуется маме, а «чужую тетю» может испугаться. Еще один важный этап взросления – попытки исследовать себя. Младенец впервые тянет руки в рот. Он уже настолько силен, что может осуществлять подъем на локтях, так называемая «поза сфинкса».
5 месяц: ох, этот вертикальный мир!
Малышу все интереснее «вертикальный» мир. Он делает первые попытки сесть — напрягая пресс, тянется вперед, просится на ручки. Растет интерес к своим рукам, ногам, волосам и т.д. Моторика тоже развивается: ребенок перекладывает игрушку из руки в руку, двумя руками может придерживать бутылочку. Кроха активно «вокализирует» и ищет маму по голосу.
6 месяц: ем как взрослый!
Эпизоды активного бодрствования длятся уже по 3 часа. Еще бы! Крохе столько всего нужно успеть. В этот период он оттачивает умение сидеть, а при поддержке может даже опираться на ноги и переступать ими. Но не торопитесь – всему свое время! В этот период ребенок проявляет интерес к взрослой пище, у него появляется способность жевать. Он может есть первый прикорм с ложки и удерживать двумя руками поильник. А еще ребенок начинает произносить слоги с губными согласными м, б, п. Правда, первое «мама» или «папа» в этом возрасте еще не осознанное. В это время малыш поворачивается с живота на спину.
7 месяц: я пополз!
Ребенок постепенно «фиксируется» на четвереньках и превращается в «ползунка». Улучшается координация в целом; движения ручек, ножек, туловища становятся более согласованными.
Развивается и мелкая моторика, ребенок способен ухватывать большим и указательным пальцами мелкие предметы, такие как пуговицы, желуди и т.д. Проявляет интерес к картинкам в книжках и может повторять движения: «ладушки», «полетели».
8 месяц: пока-пока!
Общение с ребенком все более результативное и осмысленное. Он может махать рукой «пока-пока», понимает некоторые слова — «дай», «где?».
Малыш хорошо и подолгу ползает во всех направлениях, сам садится и ложится, а также практикует ходьбу с опорой — в кровати, в манеже, вдоль дивана. Может совершать танцевальные движения под любимую музыку. У малыша сформирован активный, выразительный лепет. Ребенок легко манипулирует 2-3 игрушками, ищет спрятанный предмет.
9 месяц: хочу общаться!
Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, подражать его действиям. Малыш активно «зеркалит», например, пытается имитировать действия взрослых за столом. Повторяет действия взрослого в игре: стучит колечками пирамидки, машет флажком и т.д. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.
В лепете крохи появляются разнообразные звуковые сочетания, он произносит отдельные слогоподражательные слова.
10 месяц: будем играть?!
Игра в этот период – основной инструмент развития младенца. Дети легко вступают в игровой контакт со взрослыми, причем манипулируют игрушками в соответствии с их назначением — машинки катают, пирамидку собирают, мячик бросают, кубики ставят друг на друга.
Активный словарный запас значительно увеличивается. Ребенок понимает названия некоторых предметов, частей тела, выполняет несложные просьбы.Многие малыши с удовольствием и подолгу лепечут, интонируя на «взрослый» манер.
Ребенок уже стоит без опоры и учится садиться из вертикального положения.
11 месяц: я сам!
А вот теперь лепетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя» уже вполне осознанные! Малыш все более уверенно стоит без опоры, делает первые шаги, держа взрослого за ручку. Значительно возрастает самостоятельность ребенка. Карапуз сам ест ложкой, пусть и забрызгивая все вокруг себя. Проявляет интерес к разнообразным видам пищи. В игре появляются ролевые действия: кроха «варит кашу», «качает куклу», «чинит машину» и т.д. Ребенок способен помогать маме в процессе его одевания на прогулку.
12 месяц: совсем большой!
Ребенок начинает самостоятельно ходить – не без падений, конечно: от первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два. Активно развивается его речь. Карапуз словно экспериментирует, тренирует артикуляцию, явно получая удовольствие от своих рулад. Присутствует энергичное речевое подражание – ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми все новые и новые лепетные слова: «кис-кис», «би-би» и т.д. Узнает любимых героев в книжках.
И все-таки это удивительно! За первый год жизни малыш совершает настоящий скачок в развитии: из беспомощного существа — превращается в человека, умеющего самостоятельно ходить, говорить! Но сколько еще шагов на пути к взрослению ему предстоит сделать… Главное, чтобы на этом пути вы были вместе!