Дети часто обзывают друг друга. Поводом для кличек может стать все что угодно — необычное имя, особенности фигуры, прическа… Можно ли подготовить ребенка к этому и что делать, если его уже дразнят? Отвечает психолог, эксперт «Травли.Нет» Марина Ртищева.
Вопрос. У моего девятилетнего сына необычное имя. Стал жаловаться, что обзывают на улице старшие ребята, придумывают обидные прозвища. Как мне ему помочь?
Почему дети друг друга дразнят
Прозвища — маркер особых отношений. Если вы кого-то называете «Каспер», «Толстый», «Горыныч», «Муха» или «Тумбочка» — этого человека никогда так не назовут в магазине, на конференции или в официальном письме. Прозвище — это про дистанцию. Близким мы позволяем чуть больше, чем посторонним людям.
В детской среде клички и прозвища естественны. Так дети противопоставляют себя сообществу взрослых. По сути, это часть их субкультуры, нормальный этап взросления, который обычно проходит сам собой.
Катастрофы в детских обзывательствах нет никакой. Другое дело, что на клички и прозвища дети реагируют по-разному. И тут нужно понимать и соблюдать несколько правил.
Заплакал? Считай, что попался
Меньше дразнят тех, кто не реагирует на обзывательства. Не обращает внимания на слова и относится к происходящему с юмором. Чем отклик менее яркий и эмоциональный, тем реже кличка пристает и воспроизводится.
Обидчики прощупывают почву. Их цель — самоутвердиться среди сверстников и получить некоторое удовольствие от всплеска чужих эмоций, то есть развлечься и подпитаться энергией гнева.
Если ребенок не реагирует или делает это максимально нейтрально, обидчик не получит удовлетворения и переключится на кого-то другого.
Но дети, к сожалению, проявляют неустойчивость гораздо чаще, чем самообладание. Выдают максимально бурную реакцию: слезы, плач навзрыд, крики: «сам дурак», «на себя посмотри», «а я маме расскажу». Все, считай, что попался.
Как помочь ребенку, если его обзывают
Алгоритм помощи прост — присоединиться к чувствам, помочь их назвать, поддержать.
В любой помощи начать нужно с себя. Поработайте со своими чувствами и способностью давать адекватную и грамотную реакцию на ситуацию. Обесценивание или повышенная катастрофизация — две крайности, которых следует избегать.
Родителям важно понять, что любые клички и обзывательства не характеризуют личность. Это обычное явление в детской среде, где происходит выяснение отношений, установление иерархии и принятие особой субкультуры. Прозвище — не про конкретную личность, а про процесс детского общения.
Задача родителя — сформировать самооценку ребенка так, чтобы критические замечания, явно оскорбительного, грубого и негативного характера воспринимались как «не относящиеся ко мне».
Донесите до ребенка, что любая грубая реплика больше говорит о говорящем, чем о том, к кому обращена. Эта работа не делается за пять минут и в моменте, поэтому можно начинать заранее.
Если мама сумеет научить ребенка не принимать все на свой счет, ему будет легче выдавать правильную реакцию. Это как если бы вы шли по улице, услышали какое-то резкое высказывание и оно вас не расстроило, потому что к вам точно не относится.
Придумать прозвища и ответы на них
В жизни любого ребенка не раз будут возникать ситуации, когда ему будет обидно или неприятно. Это настолько естественная часть детской жизни, что стоит хотя бы раз поговорить об этом или просто в это поиграть. Например, придумать друг другу смешные и обидные прозвища. То есть в спокойной, веселой, игровой ситуации подготовиться к тому, что в принципе может произойти. Это как шпаргалки к экзамену.
Мы не только научимся сами придумывать смешные прозвища, но и спрогнозируем адекватные ответы. Тогда-то в реальной жизни ребенку будет легче. Ведь лучшая импровизация — заранее подготовленная.
Если прозвище возникло на почве необычного имени, стоит рассказать о его происхождении. Что означает имя, почему, в честь кого ребенка так назвали. Может быть, это традиция вашей семьи? Так вы дадите некоторую поддержку, что с именем ребенка все в порядке. Тому, кто гордится своим именем, гораздо легче будет защититься от обидных замечаний.
Неуязвимость к обидным кличкам
У меня есть подруга. Друзья называют ее Теляла. Она не Лена, не Оля и даже не Лариса, но прозвище к ней привязалось и теперь она сама себя так представляет. Значит, ее все устраивает?! В противном случае взрослый открыто скажет, что ему не нравится, как его называют.
Детям здесь чуть сложнее. Сказать «мне не нравится» или «предпочитаю, чтобы ко мне обращались Миша, Валя, Катя…» в дружеской среде можно, это будет воспринято с пониманием. Даже в компании с малознакомыми детьми простая просьба поможет. Но она не сработает с теми, кто оскорбляет, пытается унизить и разозлить намеренно.
Объясните ребенку, что предпочтительной стратегией будет перекидывание вопроса: «Зачем ты мне это все время говоришь?»
А в случае, когда самооценка позволяет, можно просто вместе посмеяться. Порой дети придумывают настолько смешные клички, что хочется вместе со всеми расхохотаться. Не нужно этим пренебрегать, потому что в равной мере это способно обескуражить агрессора и не дать ему подпитаться от вашей бурной реакции. Повторюсь, для погашения агрессии, для того, чтобы прозвище не закрепилось, достаточно продемонстрировать стрессоустойчивость и неуязвимость к обидным кличкам.
Много лет назад знакомый парень сфотографировался с тюрбаном из полотенца на голове. Рассматривая в компании фотографии, кто-то наблюдательный назвал его Раджа. Парень так расхохотался, всем так было весело, что с тех пор его называют Раджа даже близкие, хотя он голубоглазый блондин и зовут его Петя. Для него прозвище «Раджа» не стало чем-то обидным, злым или тем, что оцарапало и коснулось самых тонких струн его души. Это просто меткое наблюдение и дружеская реплика, которая не мешает Петру жить, потому что в прозвище не было цели обидеть, а у него самого не было мысли обидеться.
Рефлексия и внутренняя самооценка
Но будет ли ребенку, которому придумали прозвище, обидно или нет, предугадать невозможно. Слишком велико число факторов, влияющих на это. Это и внутренняя самооценка, и отношение к своему собственному имени, и плохой день, настроение, компания, которой опасаешься.
Хотя факторов много, сформировать в ребенке способность разделять меткое наблюдение и личную обиду — базовый навык. Если человека называют Пончик, хотят обидеть лично его, подчеркивая внешние характеристики, лишний вес, от которого человек страдает? Или он с таким аппетитом ел пончики и весь нос у него в сахарной пудре?
Обида — вопрос индивидуальной рефлексии человека и его внутренней самооценки.
Как я к себе отношусь? Чего жду от других? Понимаю ли, что не все люди будут ко мне доброжелательны, уступчивы и вежливы, особенно в подростковой среде? Ожидать к себе исключительно доброго, понимающего и заботливого отношения наивно. Чем больше ожиданий бесконечного и безусловного принятия, тем больше несоответствующая реальность будет расстраивать и обижать.
Задача родителя — укрепить самооценку ребенка и помочь быть ей устойчивой. Такой, которая не колеблется от чрезмерных похвалы или критики, а зависит от того, что ребенок реально делает и знает про себя.
Фото: freepik.com